История района

Примерно 1000 лет тому назад жители маленьких поселений и хуторов (мащи) решили поселиться в одном месте, чтобы сообща решать сельские дела, а если нужно защищаться от врага. Собиратель легенд и преданий старины, основоположник "Истории села Унчукатль" Заид Феодаев о происхождении села Унчукатль говорит так: "В годы моего детства, т.е. в 1910 году, старики рассказывали, что мы все перешли из КIулуша, Хъахъия, Хъуцра и других хуторов и образовали селение Унчукатль". Для этого все перечисленные выше поселения выделили из своих наиболее известных тухумов (родов) старейшин, т. е. кьатIов, и им поручили решать все вопросы и выбрать место для создания нового села.

В народе сохранилось старинное придание об этом. В местности, где располагалось селение Кlулуша, было много змей, их находили в помещениях, в детских люльках, в постелях. Рядом с Кlулуша есть небольшая горка, которую и поныне называют Гьаттахаллил бакIу (от слова гьатта - змея), т.е., горка змеиная. Говорят, это - одна из основных причин переселения Кlулуша на новое место. Часть населения из Кlулуша переселились на новое место, где образовали селение Кlулушац.

У жителей Унчукатли земли было достаточно. Поля жителей Кlулуша были обширны и охватывали чуть ли не всю равнину до теперешней дороги, ведущей из села в Кумух. Местность, выбранная для нового поселения, в те времена принадлежала хутору Хъуцралу. Учитывая удобства, это место стало центром для всех переселяющихся сюда жителей хуторов и сел. К новому месту были ближе леса: Тlамакьалу, Тlамахlаллил ратl, верхний Арусси и другие. Таких мест, где были рощи и небольшие лесные массивы, в нашей местности в те времена было немало, как например, Рахlаялу, Чапур гьан и другие.

Там, где сейчас расположено село Караша, в те времена селения не было, оно была за горой "Къимизу", вернее, левее в местности Ссуттиях. До места "Садаллалу" все поля были унчукатлинскими. И сейчас есть тропа, идущая из Караша в селение Къурла, вот до этой тропы раньше все земли принадлежали нашему селению.

Когда выбрали место для населённого пункта, КьатI решил дать новому поселению название. При выборе названия некоторые из состава КьатI начали давать названия своих хуторов: КIулушалу, Хъахъиялу и т.д., но большинство КьатI решили добавить к слову - КьатI ещё одно слово - гьарчу (что означало - всё) и получилось название ГьарчукьатI.

Образовавшийся на новом поселении джамаат объединял три тухумных союза, т.е. ссакIа.

В верхний ссакIa вошли населённые пункты: Хъахъиялу, Мурадалу, Пунналу, Жикьябалу, Кьиппал мащи, МучIалу, Щаххубалу. Это был самый большой тухумный союз, т.е. ссакIа. Называли её Хъанардал ялтту ссакIа.

В средний тухумный союз входили: ХъуцIралу, Бюхттулщар, Тталлалу, ЛасатIиялу и Аруссиялу. Ёе называли средний Айдамировская ссакIа.

В нижний тухумный союз, т.е. ссакIа, вошли КIулушалу и Бурманни. Это ссакIа называли нижний Гузахъал ссакIа.

Ёщё до образования нового села наши предки занимались полеводством, применяли трёхпольный севооборот. До нашего времени сохранились уникальные террасные поля. Недаром нашу местность называли в старину маленькой Кюрой, так как, у нас, как и в Кюре, раньше, чем в Кумухе или Кулинском магале, созревал урожай.

Именно с этим более ранним созреванием урожая связана другая версия о происхождении названия села. Согласно этой версии название нашего села произошло от трех слов: хIун - чIун - кьатI, т.е. хIун - жать, чIун - время, кьатI - люди, в целом слово означает "время жать, люди". Как бы то ни было, эта версия как и ранее приведённая, является основой возникновения названия нового нашего селения Унчукатль.

Джамаатские и частновладельческие мульки и пастбища нашего села граничили с двенадцатью населёнными пунктами, т.е. с землями, принадлежащими двенадцати сельским обществом, а именно, Варай, Ханар, Табахлу, Камаша, Багикла, Кума, Шахува, Шушия, Караша, Шуни и сёлами Гунибского района Мегеб и Убух.

По данным из "Тарихи Дагестана" и других изданий Услара, А. Р. Шихсаидова, В. Г. Гаджиева (см. "История Дагестана", Гаджиев В. Г., Мусаев С. А., таблица на стр. 211 "Перечень доходов шамхалов") на унчукатлинцев ещё в середине XIII века был наложен ежегодный платеж "по 6 ослов, навьюченных маслом". Это свидетельствует, что наши предки издавна занимались скотоводством и аул Унчукатль был крупным поселением. О занятии скотоводством в те времена свидетельствуют и сохранившиеся развалины "Мащив". Почти все сельчане имели в небольшом количестве овец и коз, а также крупный рогатый скот.

После принятия ислама в Унчукатле (примерно в XIV веке) умерших хоронили на одном большом кладбище. На новом месте нет ни языческих, ни христианских погребений.

В старину в большом почете бывали мастеровые люди, а в особенности уважали кузнечных дел мастеров. Они из железа делали все, что требовалось для сельского хозяйства, например, лемеха, косы, серпы и другой инвентарь для крестьян. Село Унчукатль славилось не только мастеровыми людьми. В селе было и много хороших знатоков арабского языка, некоторых из них можно причислить к ученым-арабистам, в частности, кади Курбан-Али, Гаджимирзаев Магомед-Садык, Дандамаев Магомед (мударис), сын Абдуллаха, ученик и друг Магомеда Убринского, Мирза-Гаджи, и другие.

Чанков в Унчукатле было не более 30-35 хозяйств, а крестьян-узденей было много. После одного инцидента всех чанков выгнали и в селе их больше не осталось. Это случилось примерно в 1735-1740гг.

В 1842-1843гг. наш аул был сожжен и разрушен полностью мюридами Шамиля. Была сожжена и большая мечеть. Все сельские дома ограблены, скот угнан, все, что могли взять, мюриды взяли с собой, остальное сожгли и ушли. До пленения Шамиля, т.е., до 1859г. село существовало на "Сунал бакIу". С 1860г. начали строить дома на старом месте.

Во второй половине XIX века в Лакском округе было много людей, не имеющих пахотных участков, овец и скота. Для них отходничество имело большое значение. Унчукатлинцы пешком добирались до Кизляра и Дербента, выезжали в поисках заработков в глубинные районы Российской империи и за ее пределы. Осваивали для себя новые профессии, в т.ч., металлистов: оружейников, ювелиров, лудильщиков и т.д., и постигали для себя материальную и духовную культуру разных народов.

Наши сельчане приняли активное участие в событиях 1877г. За участие в бунте, не считая погибших, были высланы в Сибирь 67 человек из Унчукатля. Многие унчукатлинцы были вынуждены продать последний клочок пахотной земли, чтобы похоронить усопших родных или заплатить калым за невесту. Таким образом, многие унчукатлинские земли стали карашинскими.

В конце XIX, в начале XX века многое изменилось в Дагестане. В 1912г. в Унчукатле открыли начальную школу в доме Къарал Магомеда. На год раньше было открыто медресе в доме Гаджимирзаева Нажмутдина, где обучались дети из многих аулов, сыновья состоятельных родителей.

В 1913г. исполнилось 300-летие рода Романовых. К этой дате была по указу царя, в числе нескольких школ в Дагестане и в Унчукатле была построена светская школа, здание которой и на сегодняшний день служит как музей. Подряд на строительство школы был выдан Штанчаевым (ЧIанкIихъулл). До открытия этой школы в Унчукатле были три школы, где детей обучали корану. В то время все писали на аджаме. Унчукатлинцы были любознательными, им легко удавалась учеба. Появились первые унчукатлинцы и унчукатлинки в Темир-хан-Шуринском реальном училище и женской гимназии. Началась служба в царской армии для первых офицеров - унчукатлинцев.

До 1917г. 73 унчукатлинца и 13 унчукатлинок совершили хадж в Мекку что свидетельствует, с учетом сложностей того периода, о степени их приверженности традиционному исламу. Не всем сейчас в ауле известно, что почетную среди дагестанцев настольную книгу мусульман "Гьунчlукьатlан" в основном написана Кадием Джума мечети Унчукатля Курбаналиевым Курбанали на ажаме. Завершил и издал этот огромный труд в начале XX-века его сын Нурислан Курбаналиев в Темирханшуринской типографии (басмахане) Мавраева.

На волне драматических событий 1917г. в России, аул принял лозунги большевиков и активно участвовал в этих событиях. Об этом свидетельствуют грамота ВЦИК РСФСР и благодарность Реввоенсовета, врученные аулу за особое отличие в боях за Красный Дагестан.

Начав в 1927г. с 16 членов товарищества по обработке земли (ТОЗ) унчукатлинцы вывели к 1958г. свой колхоз в число одного из лучших коллективных хозяйств Дагестана, почетных участников ВДНХ СССР, и это несмотря на невосполнимые потери более 120 из 260 своих сыновей, ушедших в 1941-45 гг. на Великую Отечественную войну, среди которых 70 юношей - добровольцев в возрасте 17-18лет…. Вечная им память! Это по призыву Унчукатля весь Дагестан начал сбор средств на танковую колонну имени Шамиля, это он самоотверженно трудился в тылу и отдавал свои последние "золотовалютные запасы" из невестиных колец и разных украшений, чтобы приблизить Победу. Унчукатль - это селение революционной героики. Славный сын гражданской войны и участник Великой Отечественной войны Ибрагимхалил Курбаналиев - тоже унчукатлинец. Он в 54 года добровольно ушел на фронт защищать Родину от немецкой нечисти.

Унчукатлинцы - бывшие полеводы, скотоводы, ремесленники и их дети, освоив Ленинский лозунг "..учиться, учиться и еще раз учиться ..", начав с азов грамоты, основательно взялись за учебу. Они были в первых рядах и пользовались уважением не только в своем районе, Республике, но и в Союзе. Об этом свидетельствует и то, что они избирались депутатами не только района, Республики но и депутатами Верховного Совета СССР. Только за 1935-1950 гг. 87 учителей из Унчукатля начали преподавать в 5 районах Дагестана. В стремлении к успеху, честному служению делу более 1200 унчукатлинцев получили высшее образование, около 100 человек окончили аспирантуру, большинство из которых заслужили ученых степеней кандидатов, 7 человек являются докторами наук. Достижения более 90 унчукатлинцев в служении Родине отмечены званиями заслуженных и почетных работников Дагестана, России и СССР в самых разных сферах деятельности, от сельского хозяйства и до ядерной энергетики, унчукатлинцы удостоились высших наград страны, в т.ч., звания Героя социалистического труда, высших правительственных орденов и Государственных премий.

Амаев Амир Джабраилович - доктор технических наук, профессор, атомщик, лауреат Ленинской премии, премий Совета Министров СССР, Минатома СССР и РФ, ВДНХ СССР, заслуженный деятель науки РД, кавалер многих орденов и медалей, автор нескольких монографий и ряда изобретений.

Дандамаев Мухаммед Абдулкадырович - доктор исторических наук, член-корреспондент Российской Академии наук, лауреат Государственной премии СССР, Международной премии французской Академии Надписей и изящной словесности, Почетный член Американского востоковедного общества, член-корреспондент Итальянского института по востоковедению, Венгерского востоковедного общества и Центра документации по древнему праву (в Париже), автор 12 книг и 400 статей.

И Амаев, и Дандамаев - ученые с мировым именем.

Из Унчукатля вышли: лакский "Мичурин", Герой социалистического труда, знаменитый садовод - Хинчалов Гази Магомедович, первый орденоносец Лакского района - председатель колхоза "Красное Знамя" - Абдуллаев Курбанмагомед Магомедович, народный учитель, кавалер орденов "Ленина" и "Боевого Красного знамени" Дандамаев Абдулкадыр Магомедович, академик Российской Инженерной академии Мамаев Загиди М. и другие известные люди.

Унчукатль прославили художники Кардашов Арсен М., Хаджаев Альберт З., музыкант Джанаев Заур Т., писатели и поэты Амаев Алил Г., Курбаналиев Ибрагимхалил, Мудунов Абакар и другие. Село дало Дагестану и стране многих видных деятелей, таких как Алиев Курбан А., Алиев Магомед К., Бижаев Магомед С., Бижаев Муса М., Гаджимирзаев Гаджимирза Н., Гаджиев Камиль М., Гаджиев Мухтар М., Галиев Апанни А, Гусейнов Абдул М., Гусейнов Гаджибута М., Гусейнов Гасан Г., Гусейнов Гасан М., Гусейнов Магомед А., Гусейнов Надир М., Дандамаев Гусейн М., Дандамаев Шамсулвара Г., Джанаев Рамиз, Идрисов К-Исмаил И., Ильясова Марьям Ч. Керимов Мугад А., Кушкунов Юсуп М., Магомедов Мугад М., Магомедов Муса, Малучиев Гаджи М., Мансуров Абдулкадыр И., Мирзаханова Патимат М., Сагидов Гаджи К., Феодаев Заид Г-Г., братья Чавтараевы, Чавтараев Султан И., Штанчаев Закир Ш., Штанчаев Иманали Г-Б., Штанчаев Юсуп-Гаджи А., Штанчаев Яраги М. и другие.

И по сей день унчукатлинцы (как выходцы и из многих лакских аулов) продолжают выращивать хлеб, растить детей, честно служить стране, Республике.

Более подробно узнать историю села можно по книгам "История села Унчукатль", "Унчукатлинцы. Книга памяти.", "Тухумы Унчукатля". Все эти книги принадлежат перу замечательного унчукатлинца, истинного патриота села Абдуллаева Амина К-И., который своим неустанным, каждодневным трудом помогает нам не только узнать нашу историю, но и воспитывать подрастающее поколение в духе традиций, которые закладывали наши предки на протяжении вот уже более 1000 лет.